Национальные инструменты государственного регулирования международной торговли |
04-11-2020 |

В сложном комплексе торгово-политических средств регулирования международной торговли в последние десятилетия наблюдается тенденция к расширению спектра методов и инструментов государственного влияния на внешнеторговые процессы. Углубление процессов интернационализации мировой экономики, возрастающее значение внешнеэкономических, и прежде торговых, отношений национальных хозяйств, развитие международной кооперации предопределяют все более тесную интеграцию и взаимозависимость внешней торговли и внутренней экономики, что является одним из проявлений глобализации мировых товарных рынков. Эти процессы стимулируют расширение использования внутренних экономических и административных рычагов регулирования ввоза и вывоза товаров наряду с традиционными методами пограничного внешнеторгового регулирования. Смещение акцентов внешнеторговой политики в сторону национальных экономик ведет к все большему использованию в торгово-экономических целях кредитно-финансовых, административных и других средств внутренней экономической политики.
Современная система национальных форм регулирования внешней торговли представляет собой довольно сложную совокупность контролирующих, регулирующих и стимулирующих мер, которые можно классифицировать по следующим критериям:
место возникновения (применения) регулирующих оптимизационных мероприятий;
происхождения инструментов регулирования;
объект регулирования (экспорт или импорт);
характер воздействия на объект регулирования.
По месту возникновения инструменты регулирования международной торговли делятся на три основные группы: превентивное правовое регулирование, пограничное регулирование и меры по ограничению продажи и потребления иностранных товаров (рис. 4.6). Валютно-кредитное регулирование касается всех стадий осуществления экспортно-импортной сделки. Такая система действует целенаправленно: ограничение предусматриваются в международных соглашениях и национальных правовых нормах, импортные ограничения встречают товар на границе и сопровождают его на всем пути до конечного потребителя. Эти меры ограничивают конкурентоспособность иностранных товаров на каждом из этапов импортной сделки (договоренность - ввоз - платеж - продажа внутри страны - потребление). На любом из этих этапов импорт может быть объектом одновременного воздействия нескольких инструментов, т.е. регулирование импорта имеет кумулятивный эффект.




