Структура управления организацией |
05-03-2021 |

Структура управления организацией ", или" организационная структура управления "(ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением м/у ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс ( движенье потоков информации и принятие управленческих решений), в коем принимают участие менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру возможно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтоб все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда и внимание , что руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций перемены и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается систематизированная совокупность устойчиво взаимосвязанных "связанных элементов, обеспечивающих развитие и функционирование организации как единого целого. ОСУ определяется к тому же как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой производится процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижения намеченной цели. С таких позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия м/у ее составляющими органами, входящих в управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как некоторые работники (руководители, эксперты, служащие), так и службы или органы аппарата управления, в которых занято то или другое число экспертов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть 2 направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) отталкиваясь от характера общих функций, выполняемых в ходе управления, создаются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения м/у элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на вертикальные и горизонтальные. I-е носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - отношения подчинения. Потребность в них появляется при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии разных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, именно руководящие работой исполнителей). При 3-х и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, в собственную очередь может состоять из некоторого количества уровней.




