Сущность маркетинга и его основные виды. |
19-11-2019 |

Маркетинг как наука возникла в 1902 г., когда в некоторых западных университетах появились курсы рациональной организации обращения товаров. Первое значение термина "маркетинг" означало работу по изучению и удовлетворению потребностей и пожеланий потребителей. Широкое практическое значение маркетинг приобрел лишь в 30-е годы XX в. в связи с насыщением спроса населения в США и. Германии на основные потребительские товары в результате комплексной механизации производства. В этот период основным условием реализации продукции, а значит, победы фирмы над конкурентами, было максимальное снижение цен и издержек производства и получение на основе этого максимальной прибыли, что в основном и было тогда сути маркетинга.
Ситуация принципиально изменилась по технологическому способу производства, основанного на автоматизированном труде, и всестороннего углубления общественного разделения труда как в рамках национальной экономики, так и мирового хозяйства. Для предприятий Украины в сфере маркетинговой деятельности основной проблемой является насыщение рынка товарами и выпуск продукции по низким ценам, то есть те задачи, которые стояли перед западными фирмами еще в 30-е годы.
Высокого уровня специализации производства и большого объема, разделения рынков на миллионы сегментов делать ставку на уменьшение издержек производства и снижение цен уже не всегда целесообразно. Дальнейшее уровень снижения затрат на производство единицы продукции по автоматизированного производства имеет объективные пределы, а также по выпуску товаров по более низким ценам, чем у конкурентов, шансы опередить их невелики. Первоочередное значение приобретает улучшение качества продукции, ее новых потребительских свойств при тех же издержках производства и ценах. Для этого нужно знать, какие новые качества товаров и услуг больше нужны потребителю. Каждая фирма должна ориентироваться на тактику постоянных усовершенствований в производстве уже известных изделий, не ограничивая их только конструктивными новшествами, внедрением новых инженерных разработок, а предлагая различные дополнительные услуги.
В последние годы отечественные и российские ученые пытаются выработать собственные подходы к изучению маркетинга, выяснение его сущности. Так, в "Экономической энциклопедии" под редакцией Л. Абалкин маркетинг охарактеризован как "... деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю" 1. В "Великом экономическом словаре" маркетинг определен как: «1 .... работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих потребностей .... Анализ конъюнктуры товарного рынка направлен на выявление потенциальных рынков сбыта с учетом выявленных и предполагаемых потребностей, а также перспектив предприятия в сфере исследований и оптимизации производства в русле существующих требований "2.




